Особенности автоматизации контроля выбросов: что изменилось для квотируемых объектов
Летняя экоакция "Отдых без вреда на природе"
Лето — это время, когда мы любим проводить больше времени на свежем воздухе, наслаждаясь красотой природы. Но как же провести отпуск так, чтобы не нанести вред окружающей среде? В этом сезоне мы предлагаем вам присоединиться к экоакции "Отдых без вреда на природе", направленной на защиту особо охраняемых природных территорий!
Что такое экоакция?
Экоакция — это мероприятия, которые направлены на привлечение внимания к вопросам экологии и охраны природных ресурсов. Наша акция предлагает различные активности, которые помогут вам насладиться отдыхом, не оставляя следов на природе. Это отличный способ провести лето с пользой и сделать мир лучше!
Почему это важно?
1. Сохранение биоразнообразия: Особо охраняемые природные территории (ООПТ) являются домом для многих уникальных видов флоры и фауны. Наша задача — сохранить их в первозданном виде.
2. Чистота и порядок: Мусор, оставленный на природе, негативно сказывается на экосистеме. Каждый из нас может внести свой вклад, убрав за собой и приняв участие в акциях по очистке территорий.
3. Образование и просвещение: Экоакции помогают повысить уровень сознательности и ответственности среди отдыхающих, что в будущем предотвратит многие экологические проблемы.
Как участвовать в акции?
1. Планируйте свой отдых: Выбирайте места для отдыха на ООПТ, где разрешены экологически чистые виды отдыха: пешие прогулки, велопоездки или кемпинг.
2. Соблюдайте правила: Ознакомьтесь с правилами поведения на территории ООПТ. Это поможет избежать ненужных нарушений и поможет сохранить природу.
3. Приносите с собой всё необходимое: Используйте многоразовые контейнеры, бутылки и приборы. Помните, лучше заранее позаботиться о том, чтобы не оставить мусор.
4. Участвуйте в акциях по уборке: Присоединяйтесь к группам единомышленников, которые организуют уборку территории. Это не только полезно, но и очень интересно!
5. Делитесь информацией: Не стесняйтесь делиться своими знаниями о защите природы с друзьями и знакомыми. Чем больше людей поймут важность охраны окружающей среды, тем лучше!
Летняя экоакция "Отдых без вреда на природе" — это отличная возможность провести время с пользой для себя и окружающего мира. Каждый из нас может внести свою лепту в защиту природы, просто следуя простым принципам экологически чистого отдыха.
Присоединяйтесь к нам и сделайте этот летний сезон не только веселым, но и полезным для нашей планеты! Нам под силу сохранить природу для будущих поколений — ведь она дарит нам столько замечательных моментов!
Уничтожение гнезд птиц в Беларуси запрещено с 16 февраля по 14 августа!
В целях предупреждения нарушений законодательства в области охраны и использования животного мира Оршанская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды напоминает, что в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О животном мире», распространение и численность птиц, которые ухудшают санитарное и эстетическое состояние населенных пунктов, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений либо причиняют беспокойство жителям населенных пунктов, разрешается регулировать путем разрушения в период с 15 августа по 15 февраля гнезд птиц, расположенных на насаждениях в населенных пунктах, жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строениях и сооружениях.
С 16 февраля по 14 августа разрушение гнезд птиц запрещено и влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законными актами. Так, статьей 16.23 названного Кодекса за незаконное разрушение гнезд птиц предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятисот базовых величин. Кроме того, при незаконном разрушении жилищ диких животных возмещается вред, причиненный окружающей среде, который определяется по таксам, приведенным в приложении 9 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2022 г. № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления».
О порядке обращения с отходами,образующимися в гаражных кооперативах и садоводческих товариществах
Требования к обращению с отходами в гаражных кооперативах и садоводческих товариществах установлены техническим кодексом установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами».
Порядок обращения с коммунальными отходами, образующимися в гаражных кооперативах и садоводческих товариществах, определяется схемой обращения с коммунальными отходами, разработанной и утвержденной в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.2018 № 9.
Для организации сбора и временного хранения коммунальных отходов создаются контейнерные площадки. Количество контейнерных площадок и контейнеров для сбора коммунальных отходов устанавливается исходя из количества участков в товариществе и количества гаражей в кооперативе.
В гаражных кооперативах подлежат раздельному сбору: вторичные материальные ресурсы; изношенные шины; отработанные масла; антифризы, охлаждающие жидкости и другие специальные жидкости.
Для сбора отработанного масла используются емкости в соответствии с техническим кодексом установившейся практики 17.11-05-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами».
В садоводческих товариществах подлежат раздельному сбору: вторичные материальные ресурсы; отходы растительности; крупногабаритные отходы.
Для сбора растительных отходов создается площадка площадью не менее 6 кв. м с ограждением с трех строн высотой не менее 0,5 м или устанавливается контейнер большой емкости (объем более 6 куб. м) при наличии договора с организацией, осуществляющей компостирование или иное использование растительных отходов.
Для сбора крупногабаритных и строительных отходов используются специальные контейнеры (объемом более 6000 л) или оборудуются площадки.
Органы управления садоводческих товариществ, гаражных и иных потребительских кооперативов, собственники (владельцы) индивидуальных гаражей, расположенных на территории населенных пунктов, обязаны организовывать уборку территории с учетом сезонных особенностей, заключать договор на оказание услуг по вывозу коммунальных отходов и их обезвреживанию с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги, и хранить отходы только в специально отведенных для этих целей местах в соответствии со схемами обращения с отходами и с заключенными договорами согласно Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087.
О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами
Коммунальные отходы – отходы потребления, а также отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам.
Перечень отходов утвержден постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31 «Об установлении перечня отходов, относящихся к коммунальным отходам».
В настоящее время обращение с коммунальными отходами регулируется ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – ТКП), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.07.2020 № 13/4 Т.
Данный ТКП устанавливает правила обращения с коммунальными отходами, в том числе сбор, разделение по видам, подготовку, сортировку, удаление, учет, нормирование, определение морфологического состава коммунальных отходов, требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов.
Организация сбора коммунальных отходов осуществляется следующими способами:
установкой контейнеров для сбора коммунальных отходов, в местах, указанных в схеме обращения с коммунальными отходами;
объездом территории индивидуальной жилой застройки, садовых товариществ, дачных кооперативов с размещением смешанных вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР), в транспортные средства по графику, указанному в схеме обращения с коммунальными отходами;
созданием пунктов приема (заготовки) и центров для раздельного сбора коммунальных отходов потребления.
К ВМР относятся: отходы бумаги и картона; стекла; пластмасс; металла; отработанных масел; изношенных шин; просроченных лекарственных средств; растительные и пищевые отходы; крупногабаритные и строительные отходы; отходы электрического и электронного оборудования; ртутьсодержащие отходы; отходы элементов питания (батарейки).
Согласно пункту 12.8 ТКП крупногабаритные и строительные отходы подлежат сбору:
в центрах для раздельного сбора коммунальных отходов потребления; специальными контейнерами (бункерами, контейнерами под мультилифт) объемом 6 м3 и более;
в специально отведенных местах на контейнерных площадках;
по заявкам от собственников таких отходов или потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Согласно части первой пункта 12.9 ТКП, растительные и пищевые отходы подлежат сбору:
в центрах для раздельного сбора коммунальных отходов потребления;
специальными контейнерами, в случае, когда в населенном месте созданы условиях для их сбора, компостирования или иного использования.
Растительные отходы, образующиеся в одноквартирных и блокированных жилых домах, подлежат компостированию, хранению и использованию собственниками этих отходов или раздельному сбору с передачей этих отходов на компостирование и (или) использование по заключенным договорам (пункт 12.10 ТКП).
Для выполнения требований Закона «Об обращении с отходами» не допускается:
размещение отходов ВМР в контейнеры для смешанных коммунальных отходов;
смешивание видов раздельно собранных коммунальных отходов с целью их перевозки;
смешивание раздельно собранных коммунальных отходов и смешанных коммунальных отходов в транспортном средстве;
сжигание коммунальных отходов населением;
сжигание коммунальных отходов без использования специальных устройств.
За нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, по части 3 статьи 16.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность: наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин, а на юридическое до 1000 базовых величин.
Об изменениях законодательства
05.03.2024
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует, что с 26 апреля 2024 года вступает в силу постановление Минприроды от 15 декабря 2023 г. № 15-Т «Об утверждении экологических норм и правил», которым утверждены ЭкоНиП 17.06.01-006-2023 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Нормативы качества воды поверхностных водных объектов». В составе ЭкоНиП установлены требования по определению нормативов качества воды поверхностных водных объектов. Значения предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в воде поверхностных водных объектов являются научно обоснованными.
Одновременно постановление Минприроды от 30 марта 2015 г. № 13 «Об установлении нормативов качества воды поверхностных водных объектов» постановлением Минприроды от 29 января 2024 г. № 1 признается утратившим силу.
Источник:www.minpriroda.gov.by
Об утверждении новых ЭкоНиП в сфере охраны окружающей среды и природопользования
07.03.2024
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует, что постановлением Минприроды от 5 февраля 2024 г. № 6-Т утверждены экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.06.06-006-2024 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с содержанием и эксплуатацией животноводческих ферм и комплексов».
ЭкоНиП 17.06.06-006-2024 устанавливают наилучшие доступные технические методы хранения, обработки и переработки побочных продуктов производства продукции животноводства (навоза, помета), а также требования к эксплуатации животноводческих ферм и комплексов, в том числе:
- благоустройству и озеленению данных территорий;
- содержанию навозохранилищ (пометохранилищ);
- хранению навоза (помета) в полевых условиях.
Указанное постановление вступает в силу с 26 апреля текущего года
Источник:www.minpriroda.gov.by
Витебским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды подготовлен проект решения Витебского областного Совета депутатов ”Об утверждении схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения Витебской области на 2024 – 2033 годы“. Данный проект решения подготовлен в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З ”Об особо охраняемых природных территориях“ (далее – Закон).
Целью принятия данного решения является оптимизация сети особо охраняемых природных территорий. Схемой рационального размещения ООПТ местного значения Витебской области на 2024 – 2033 годы планируется объявление 6 заказников и 16 памятников природы местного значения, прекращение функционирования и преобразование ООПТ области.
Статьей 11 Закона установлено, что физические и юридические лица имеют право участвовать в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, включая проекты региональных схем рационального размещения ООПТ местного значения. Для участия в проведении общественных обсуждения можно обратится по адресу: ул. Правды, 26а, 210029, г. Витебск (Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды), либо по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (контактное лицо Горланов Геннадий Христофорович тел. 8-0212-24-74-58).
Проведение общественных обсуждений пройдет в феврале-марте 2024 года.
Вниманию недропользователей!
Оршанская городская и районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды НАПОМИНАЕТ
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса о недрах, учет движения запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в целях ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр проводится недропользователем не реже одного раза в год на основании данных геологической и маркшейдерской документации по состоянию на конец календарного года.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2021 № 509 об утверждении Положения о порядке представления сведений для ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, сведения для ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр представляются недропользователями, которым предоставлен горный отвод для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр и (или) геологический отвод для проведения разведки и (или) пробной эксплуатации месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин, по форме согласно приложению ежегодно до 15 марта Республиканскому унитарному предприятию «Белорусский государственный геологический центр».
Порядок приема и форма для представления сведений в формате Microsoft Excel размещены на сайте Государственного предприятия «Белгосгеоцентр» www.belgeocentr.by в разделе «Недропользователю/Прием ведомственной отчетности и информации о состоянии и движении запасов полезных ископаемых».
В текущем году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды подготовлены и размещены в специальных рубриках на официальном сайте ведомства:
ОРИГИНАЛ-МАКЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ «СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ БЕЛАРУСИ» ЗА 2022 ГОД;
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2019 – 2022 ГОДЫ.
Источник: www.minpriroda.gov.by
С 23 января 2024 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 295-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»
В связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 295-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 295-З), которым изменены отдельные положения по вопросам нормирования в области охраны атмосферного воздуха, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых связана с производством (выработкой) энергии с использованием отходов 1 - 3 классов опасности и (или) обезвреживанием отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух, необходимо получить разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексные природоохранные разрешения на такие объекты до 23 июля 2024 г.
В рамках приведения законодательства в соответствие с Законом № 295-З принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2023 г. № 921 (далее – постановление Совмина № 921), которым изложено в новой редакции Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664 (далее – постановление № 664).
Постановлением № 921 постановление № 664 дополнено новым Положением о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С 23 января 2024 г. акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, подлежит согласованию по месту государственной регистрации заявителя в областном (Минском городском) комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды (подпункт 6.21.5 Единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548). Данное требование не распространяется на акты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 23 января 2024 г.
Постановлением № 664 (в редакции постановления № 921) установлены категории объектов воздействия на атмосферный воздух и перечни объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям.
Законом № 295-З дано определение термину «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – АСК), исходя из которого с 23 января 2024 г. системы контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные на объектах (технологическом оборудовании), выбросы от которых в обязательном порядке подлежат непрерывным измерениям, и не обеспечивающие передачу данных в Республиканскую информационную систему автоматизированного мониторинга окружающей среды (РИСАМОС), не будут относиться к АСК. С учетом изложенного субъектам хозяйствования необходимо в кратчайшие сроки принять меры по обеспечению передачи данных с АСК в РИСАМОС.
Также в рамках приведения законодательства в соответствие с Законом № 295-З принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 36, которым изложена в новой редакции Инструкция о порядке регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 39.
В соответствии с данной Инструкцией регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в населенных пунктах, в которых проводится мониторинг атмосферного воздуха, при эксплуатации:
объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I и II категориям в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными в приложении к постановлению Совмина № 664;
мобильных источников выбросов (механических транспортных средств) в количестве 100 и более единиц.
Закон предусматривает ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны атмосферного воздуха.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует водопользователей, которые осуществляют представление первичных статистических данных по форме государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании вод», о внесении изменений в приказ об организации предоставления первичных статистических данных в электронном виде.
Подробности
https://www.minpriroda.gov.by/ru/news-ru/view/vnimaniju-vodopolzovatelej-vneseny-izmenenija-v-prikaz-ob-organizatsii-predostavlenija-pervichnyx-5438/
Источник: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Почему не нужно рубить ёлку на Новый Год?
Представь: Новый Год, праздничные гирлянды, уютные вечера, и, конечно, любимая традиция украшать ёлку. Однако, не всегда для этого нужно рубить ее!
Итак, в чем проблема? Каждый год тысячи елок подвергаются рубке ради праздничного настроения. Это оказывает негативное воздействие на окружающую среду и экосистему.
Однако, существует множество замечательных альтернатив. Например, можно использовать искусственные ёлки или создать свою уникальную новогоднюю атмосферу, используя другие виды растений или даже создавая миниатюрные композиции из природных материалов.
Сделать выбор в пользу экологически более безопасных альтернатив — это не только вклад в сохранение окружающей среды, но и возможность вдохновить других на принятие подобных решений!
Внимание!
Респондентам, предоставляющим государственную статистическую
отчетность по форме 1-отходы (Минприроды)
«Отчет об обращениис отходами производства»
В связи с прекращением с 1 января 2024 года эксплуатации Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь специализированного программного обеспечения «Электронный респондент офлайн» Единой информационной системы государственной статистики Республики Беларусь (далее – ЕИСГС), все юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год)государственную статистическую отчетность по форме1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращениис отходами производства»за 2023 год обязаны предоставлять республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» (далее РУП «Бел НИЦ «Экология») в виде электронного документа.
Государственную статистическую отчетность 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» респондентам необходимо заполнять в электронном виде с использованием специализированного программного обеспечения и сертификата открытого ключа (средство электронно-цифровой подписи ГосСУОК), изданного в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусьна многофункциональном веб-портале «Электронный респондент» Национального статистического комитета Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет
http://e-respondent.belstat.gov.by/belstat.
Форма государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды)иуказания по ее заполнению утверждены постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022 № 90 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению».
Впостановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022 № 90 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1- отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению» внесены изменения постановлениемНационального статистического комитета Республики Беларусьот 11.10.2023 № 132 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.09.2022№90».
РУП «Бел НИЦ «Экология» является государственным предприятием, осуществляющим сбор и обработку отчета 1-отходы, проводит обучающие тематические семинары.
По вопросам формирования, заполнения и предоставления вышеуказанной государственной статистической отчетности обращаться в «Бел НИЦ «Экология»по телефонам: 8017 271 97 70, 8017 907 91 15.
Сводный реестр экологической информации 2022
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. Состояние природной среды Беларуси за 2021 год
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. Состояние природной среды Беларуси
Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь до 2035 годаПостановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2021 №710
Важное объявление! Регистрация диких животных!
Хотим напомнить вам о необходимости регистрации диких животных, которые содержатся и/или разводятся в неволе. Согласно закону Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-3 "О животном мире" животные изъятые из среды их обитания, либо которые относятся к видам, включенным в красную книгу Республики Беларусь, или являются образцами СИТЕС подлежат регистрации!!!
Владельцы обязаны в течение одного месяца со дня отлова или приобретения этих животных обратиться в государственный орган, который осуществляет регистрацию животных. Это требование имеет основание в законодательстве, которое направлено на обеспечение безопасности и контроля за наличием и перемещением диких животных.
Цель регистрации диких животных заключается в создании системы мониторинга и контроля за этими животными. Зарегистрировав дикое животное, государственные органы смогут отслеживать его перемещение и состояние. Это особенно важно с учетом того, что неконтролируемое разведение или перемещение диких животных может иметь негативное влияние на баланс экосистемы и состояние животных.
После прохождения процедуры регистрации, владелец получает СВИДЕТЕЛЬСТВО о регистрации, подтверждающие легальность содержания указанных животных. Это также важно для соблюдение правил и требований, предъявляемых к содержанию и обращению с дикими животными, что поможет обеспечить соответствующий уход, медицинское обслуживание и защиту этих особей.
Просим всех владельцев диких животных не откладывать регистрацию на потом и действовать в соответствии с законом.
Помните, что наши дикие животные – это настоящее сокровище природы, и каждое усилие по их защите и сохранению играет огромную роль в сохранении биоразнообразия нашей страны.
#РегистрацияДикихЖивотных #ОхранаПрироды #Биоразнообразие #ЗаботаОЖивотными
Система онлайн-мониторинга состояния компонентов окружающей среды г. Орши и Оршанского района
В соответствии с Концепцией и техническим заданием договора «Создание системы онлайн-мониторинга состояния компонентов окружающей среды г. Орши и Оршанского района» в рамках выполнения мероприятия 50 подпрограммы 5 «Обеспечение функционирования, развития и совершенствования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 – 2020 годы, разработано программное обеспечение информационного ресурса «Система онлайн-мониторинга состояния компонентов окружающей среды г. Орши и Оршанского района», с интеграции ранее разработанной и действующей в настоящее время экологической карты г. Орши и Оршанского района.
Доступ к информационному ресурсу «Система онлайн-мониторинга состояния компонентов окружающей среды г. Орши и Оршанского района» организован на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разделе «Онлайн мониторинг» или перейдя по ссылке: https://www.orsha-ecokarta.gov.by
Инвазивные растения
Борщевик Сосновского
Борщевик Сосновского - гигантский травянистый многолетник высотой 2 и более метров. Зацветает борщевик на 2—7 год жизни в зависимости от степени развития. Цветет в июне – августе, плоды созревают в августе – сентябре. Семена борщевика способны распространяться на большие расстояния, но большая часть семян находится вблизи материнских растений. Распространение семян происходит как естественным путём, так и с помощью человека. В среднем одно растение даёт около 20 000 семян (почти половина из них в центральном соцветии), но отдельные экземпляры могут продуцировать более 100 000 семян. Борщевик Сосновского - растение монокарпик, то есть, после плодоношения растение отмирает. Если нет условий для цветения (из-за недостаточного количества питательных веществ, затенённости, засухи или регулярного скашивания), оно задерживается. В таких случаях растения могут жить до 12 лет. Благодаря быстрому развитию популяций, гигантские борщевики вытесняют другие растения и сохраняют доминирующую позицию на захваченных территориях. Борщевик Сосновского представляет угрозу для здоровья человека. Прозрачный водянистый сок борщевика содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов. Под действием ультрафиолетового излучения на коже может появиться сильный ожог. Особая опасность заключается в том, что прикосновение к растению первое время не вызывает никаких неприятных ощущений. При попадании сока на кожу её нужно как можно скорее изолировать от действия света (обмотав любым светонепроницаемым материалом в первые же минуты после поражения), а затем уже в тёмном месте тщательно промыть водой с мылом и исключить воздействие солнечных лучей не менее чем в течение 2 суток. Сок борщевика при попадании в глаза может привести к слепоте (в результате сильного ожога роговицы глаза). Отмечены случаи потери зрения детьми, которые играли с полыми стеблями растения как с подзорными трубами. Аэрозоль сока борщевика и его пыльца при высоких концентрациях могут вызвать отёк верхних дыхательных путей (в первую очередь гортани), а также верхних частей пищевода.
Вывести борщевик с участка за короткий срок невозможно. Биологические особенности растения указывают на то, что даже после проведения комплекса защитных мероприятий, включающего в себя народные (агротехнические, механические) и химические способы искоренения сорняка, контролировать освобождаемый участок нужно минимум три года.
Основные методы борьбы - скашивание, выкапывание, накрывание темным материалом, перепашка, химическая обработка (обработка глифосфатсодержащими препаратами).
Золотарник канадский
Золотарник канадский в прошлом завезен в Республику Беларусь с целью декоративного озеленения и выращивания кормов для скота, и никто не знал о минусах данного растения. До сих пор вы можете наблюдать его в цветниках и на кладбищах, где люди сами его высаживали.
Опасность распространения золотарника канадского заключается в том, что он полностью изменяет окружающую флору и фауну. У растения нет естественных врагов из числа растений и насекомых. Каждый куст золотарника дает до ста тысяч семян с очень высокой всхожестью. Корневища выделяют в почву вещества, подавляющие рост других растений, что приводит к полному вытеснению из природных экосистем аборигенных растений.
Наиболее активно он проникает в лесные опушки, вырубки, луга, пастбища, мелиорированные болота, пустыри. В луговых и пойменных экосистемах золотарник меняет состав и структуру сенокосных угодий, значительно ухудшается качество заготавливаемого сена (в качестве корма для крупного рогатого скота золотарник не пригоден), при этом образуются крупные жесткие дернины, затрудняющие произрастание многих хозяйственно-полезных растений. В пойменных луговых сообществах золотарник несет угрозу популяциям многих редких и исчезающих видов растений. На сельскохозяйственных угодьях золотарник нарушает структуру посева, снижая урожайность сельскохозяйственных культур.
У золотарника канадского стебель высотой 80-140 см, ветвящийся в верхней трети, по всей длине густо облиственный. Листья к обоим концам суженные, на верхушке заостренные, нижние короткочерешковые длиной 5-12 см, верхние сидячие длиной 2-8 см с тремя продольными жилками. Соцветия - косопирамидальные метелки 12—40 см длиной, состоят из корзинок ярких желтых цветков. Цветки собраны в корзинки, в однобоких дугообразно изогнутых" кистях, которые образуют верхушечное широкометельчатое соцветие в виде пирамиды.
Скашивание золотарника Канадского необходимо производить по мере отрастания растения до 15-20 см не менее двух раз в сезон начиная с весны до начала цветения растений.Более эффективными методами борьбы является химическая обработка, либо перепашка.
Пользователи земельных участков обязаны принимать меры по борьбе с инвазивными растениями (абзац 10 части первой статьи 9 Закона ”0 растительном мире“).Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира влечет административную ответственность.
«Для сведения юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей»
Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30 июля 2020 г. № 13/4-Т введен в действие с 1 сентября 2020 г. технический кодекс установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» - ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140).
Настоящий технический кодекс установившейся практики устанавливает: правила обращения с коммунальными отходами, в том числе сбор, разделение по видам, подготовка, сортировка, хранение, удаление, учет, нормирование, определение морфологического состава коммунальных отходов потребления и коммунальных отходов производства; требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов. Настоящий технический кодекс предназначен для:
применения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, являющимися производителями коммунальных отходов и осуществляющими обращение с коммунальными отходами;
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по обращению с коммунальными отходами;
собственниками передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов;
потребительскими кооперативами и садоводческими товариществами;
пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; местными исполнительными и распорядительными органами.
Настоящий технический кодекс не распространяется на жидкие отходы, относящиеся к коммунальным отходам, за исключением жидких пищевых отходов.
ТКП 17.11-08-2020 (33040/33140) введен в первые.
Комитет по соблюдению Орхусской конвенции разъясняет, что пандемия COVID-19 не может служить оправданием какого-либо ограничения прав общественности на информацию в вопросах окружающей среды
2 сентября 2020 года Комитет по соблюдению Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), принял заявление о применении Орхусской конвенции как во время пандемии COVID-19, так и в последующей фазе восстановления экономики.
СПРАВОЧНО: Республика Беларусь является стороной Орхусской конвенции – конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», которая утверждена в нашей стране Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 726.
В своем заявлении Комитет по соблюдению выражает озабоченность тем, что Стороны могут попытаться оправдать ограничения прав, гарантированных Конвенцией, ссылкой на пандемию COVID-19 или необходимость быстрого восстановления экономики из-за последствий пандемии.
Комитет по соблюдению четко дает понять, что даже в условиях кризиса, такого как пандемия COVID-19 и последующая фаза восстановления экономики, обязательные права, предусмотренные Конвенцией, не могут быть уменьшены или урезаны. Напротив, если невозможно использовать установленные методы обеспечения доступа к информации, участия общественности в принятии решений или доступа к правосудию по вопросам окружающей среды, любые альтернативные средства должны соответствовать требованиям Конвенции.
Комитет по соблюдению также напоминает Сторонам, что любые недостатки в обеспечении эффективного доступа к информации, участия общественности в принятии решений или доступа к правосудию в соответствии с Конвенцией во время пандемии COVID-19 или на последующей фазе экономического восстановления могут быть оспорены в соответствии с положениями статьи 9 Конвенции.
Более подробную информацию об Орхусской конвенции можно найти по адресу:
http://www.unece.org/env/pp/welcome.html
Дополнительная информация о Комитете по соблюдению Орхусской конвенции доступна по адресу:
http://www.unece.org/env/pp/cc.html