Если организация не работает с гражданами, должна ли быть книга замечаний и предложений?
Да. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ книга замечаний и предложений ведется в государственном органе, иной организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Имеются ли ситуации, когда можно гражданину отказать в выдаче книги замечаний и предложений?
Нет. Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя. При этом запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.
Предусмотрена ли ответственность за то, что отказывают в предоставлении книги замечаний и предложений?
Да. Статьей 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения.
1)
Отсутствие книги замечаний и предложений.
Книга замечаний и предложений ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг (статья 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ и пункт 12 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285).
2)Не предъявление книги замечаний и предложений по первому требованию.
Согласно пункту 2 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя.
3)Истребование у гражданина при предоставлении книги замечаний и предложений документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения записи.
Согласно пункту 2 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285, запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.
4) Невнесение в книгу замечаний и предложений сведений о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметки о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в том числе уведомления о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений.
Согласно требованиям пункта 14 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16 марта 2005 г. № 285, сведения о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в том числе уведомления о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, вносятся в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений.
Позвонил в райисполком, сказал, что хочу подать жалобу, но писать ничего не буду. Сказали, что такую жалобу можно подать только на приеме и в субботу по телефону. Это правильно?
Да. В статье 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» указано, что устное обращение– это обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема. Устное обращение можно подать и в ходе «прямой телефонной линии». В связи с чем Вам и было предложено обратиться на «прямую телефонную линию», которая проводится каждую субботу с 9.00 до 12.00 руководством райисполкома по тел. 53 57 00.
Хотела написать жалобу на водителя автобуса в книгу жалоб райисполкома. Книгу мне дали, но сказали, что лучше написать письменное или электронное обращение, а на жалобу в книге жалоб не ответят. А что есть разница?
В статье 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» указано, что книга замечаний и предложений– документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) и предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
А статьёй 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» предусмотрено, что замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, оставляются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Учитывая, что водитель автобуса не является работником исполкома, разъяснения о возможности оставления рассмотрения по существу Вам были даны верно.
С моим сыном несправедливо обошлись в суде, куда мне написать жалобу?
Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» определено, что действие Закона не распространяется на обращения, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством. Поэтому решение суда может быть обжаловано только судебном порядке.
Пришел в организацию, хотел поговорить с кем-нибудь из замов директора, но сказали, что сегодня никто не принимает. Как это понимать?
Согласно требованиям Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.
При этом должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением некоторых случаев, к которым также относится и обращения в неустановленные дни и часы.
Хотел записаться на приём к мэру, в отделе по обращениям спросили, куда до этого обращался, я сказал, что никуда, предложили сначала сходить к заму мэра. Почему так?
Согласно требованиям законодательства, личный прием руководством райисполкома осуществляется с учетом компетенции должностных лиц, а также принципа первоначального рассмотрения обращения нижестоящим должностным лицом. Поэтому Вам и было предложено вначале обратиться с вопросом к заместителю председателя райисполкома, в чью компетенцию входит решение данных вопросов по компетенции.
Могу я не отправлять обращение по почте, а принести его сама в райисполком, чтобы не потерялось? А мне его сразу зарегистрируют?
Да, законодательством предусмотрено, что письменные обращения подаются нарочным, по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. Регистрация обращений в райисполкоме ведется посредством автоматизированной системы, обращение (в случае, если оно будет доставлено Вами лично) будет зарегистрировано в Вашем присутствии, также Вам по Вашему желанию, сообщат регистрационный номер обращения.
В электронном обращении не написала своё имя и почтовый адрес, но написала электронный адрес, ответ мне не пришел. Обращение моё нашли, но сказали, что оно анонимное. Почему?
Статьей 12 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» определены требования, предъявляемые к обращениям. В частности, письменные обращения граждан должны содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания). Это же требование предъявляется и к электронному обращению. В связи с тем, что Вы не указали фамилию, имя и отчество, а также адрес места жительства обращение было признано анонимным, а согласно требованиям статьи 23 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» (места пребывания) анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Поэтому будьте внимательны при заполнении всех полей в электронном бланке электронного обращения.
Также хотелось бы обратить внимание, что электронные обращения в Оршанский райисполком подаются исключительно с помощью специальной рубрики «Электронное обращение».
Хотела написать жалобу в райисполком, но не знаю, как её занести. Внук сказал, что поможет отправить мне её по компьютеру. А как потом мне пришлют ответ? Хотелось бы на бумаге.
Такая возможность предусмотрена законодательством. Чтобы получить письменные ответ на Ваше обращение по почте, Вам необходимо только указать в своём электронном обращение, чтобы ответ Вам был направлен на почтовый адрес по месту жительства.
Сколько подписей должно быть под жалобой, чтобы на неё приехала комиссия?
Статьёй 22 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» определено, что коллективные обращения тридцати и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.
Практика показывает, что руководством райисполкома даются поручения рассмотреть обращения с выездом на место и с меньшем количеством заявителей. Все зависит от ситуации. Необходимость изучения положения дел на месте, возникает достаточно часто. Более 80% обращений по вопросам ЖКХ и содержания дорог рассматриваются с выездом на место.